Творчество ветерана Сургутнефтегаза Нины КАТАЕВОЙ – не просто искусство сшитых лоскутков. Красочные покрывала и накидки дарят изумительное чувство домашнего уюта и поражают воображение посетителей. Выставка талантливой рукодельницы демонстрировалась в Обществе неработающих пенсионеров, в здании ТОСа и в ИКЦ «Старый Сургут».
Это сегодня самое главное увлечение 80-летней рукодельницы – пэчворк, что в переводе с английского языка означает «лоскутное шитье». Нина Михайловна по профессии педагог, большую часть жизни посвятила воспитанию детей. Можно образно сказать, что она сама «сшила покрывало жизни», где светлые и темные полоски так схожи с радостями и печалями судьбы человеческой.
Сначала было полуголодное военное детство, прошедшее в Ивановской области.
– Когда отца забрали добровольцем на фронт, – вспоминает Нина Катаева, – мне было всего десять лет. Мы работали на складе, таскали 40-килограммовые мешки с пшеницей и 50-килограммовые – с рожью, хотя сами весили намного меньше. От невероятной нагрузки тряслись руки и ноги. Работали за хлебную карточку. Моя семья вынуждена была даже эти 200 граммов хлеба продать, чтобы купить что-нибудь другое из еды двум братьям-малышам, которые, к величайшему горю, вскоре умерли. А когда и отец не вернулся с Великой Отечественной войны, мы остались с мамой одни. Позже Нина Катаева поступила в педагогическое училище. Стипендия – 14 рублей. Денег всегда не хватало, поэтому в свободное время подрабатывала на элеваторе. В 1951 году Катаеву и еще несколько девчат по направлению отправили в Якутск.
– Можно ли представить мороз минус 70 градусов? – говорит Нина Михайловна. – Молочный туман такой густой, что если отстанешь на шаг, то уже ничего не видно. А у меня из верхней одежды – только шляпка и тоненькое пальтишко. В 1960 году семья Катаевых переехала на юг, Нина Михайловна устроилась на работу в детсад. Прошло около десяти лет, когда женщина вдруг осознала, что ей не нужна жара, а хочется вернуться на Север, в сибирскую тайгу и непролазные сугробы. К тому времени сын уже учился в институте, а дочь ходила в седьмой класс. В 1971 году Катаева приехала в Сургут.
– Когда я уже несколько лет проработала у нефтяников в детсаду «Орленок», – продолжает пенсионерка, – меня вызвал заместитель начальника НГДУ «Сургутнефть» Борис Таратынов и предложил стать заведующей нового детского сада «Снежинка», который открыли в поселке Белый Яр.
А позже, во время одной из поездок по районам Севера, у нее случился сердечный приступ, и пришлось отказаться от непомерной общественной нагрузки, которую она несла помимо основных обязанностей заведующей, но... ненадолго.
Имея за плечами 27-летний педагогический стаж, Нина Михайловна сменила профессию – с 1976 года и до ухода на пенсию в 1984-м работала на БПТОиКО. Она с удовольствием вспоминает эти годы и утверждает, что даже полюбила нефтяное оборудование: задвижки и фланцы, трубы и насосы… Но жизнерадостная женщина не смогла жить скучно – это просто не в ее характере. Она попрежнему участвовала в общественной жизни предприятия и города и вела культурно-массовую работу в первичной профорганизации.
– Мы приглашали знаменитых актеров, организовывали концерты с известными исполнителями, различные фестивали и соревнования, – улыбается Нина Михайловна. – Однажды проводили конкурс художественной самодеятельности между цехами, и наши здоровые стропальщики-мужчины исполняли танец «маленьких лебедей». Вот смеху-то было! До сих пор на душе радостно от воспоминаний.
Нина Катаева и на пенсии ведет активный образ жизни: ежедневная ходьба по микрорайону нефтяников, баня с березовым веничком, встречи с друзьями. Дочь Виктория с гордостью говорит: – Есть красота молодости, а есть красота старости. Сегодня о ней можно сказать так: женщина озорная, заводная, очень симпатичная, молодая, деловая и суперэнергичная! Эти слова очень подходят для нашей любимой бабушки и трижды прабабушки. Глядя на старшее поколение, которое любит петь и сочинять частушки, хочется и нам, молодым, жить интересно.