С незапамятных времен люди с завистью смотрели на птиц, свободно парящих в поднебесье.
У многих народов летописи, легенды, мифы и памятники хранят упоминания и изображения крылатых людей, но лишь в XX веке человечество начало «оперяться».
Начав со скромных прыжков над землей, человек вырвался в стратосферу и освоил межконтинентальные полеты. Казалось бы, чего еще желать? Люди не только догнали, но и безвозвратно обогнали пернатое племя, однако при этом начало исчезать так манившее первых авиаторов чувство полета и единения с небом.
Альтернативой «большой» авиации стала «малая». Конечно, тепловые аэростаты не могут сравниться со своими «большими» собратьями ни в скорости, ни в высоте, ни в дальности полета, но, тем не менее, они живут по тем же законам и дарят пилоту такое же, а может быть, даже большее чувство свободы…
Притяжение воздушного шара.
В воздушных шарах есть удивительная необъяснимая притягательная сила.
Один только вид этого большого тихоходного и почти неуправляемого «транспортного средства» заставляет учащенно биться сердце, порождает желание полететь за убегающим горизонтом.
Человек, впервые оказавшийся в корзине теплового аэростата, испытывает чувство, ни на что не похожее. Восторг бытия, цельность мироздания, единство человека со всем живым – почти забытые людьми ощущения – отличают воздухоплавание на воздушных шарах от других видов авиации.
Но для того чтобы насладиться полетом, нужно много и серьезно учиться. Пилот, помимо летного мастерства, должен обладать знаниями метеоролога, штурмана, быть техником своего аппарата. Для того чтобы летать безопасно, нужно продумывать на земле в деталях каждый свой полет. Небо требует выдержки, хладнокровия, умения быстро оценить меняющуюся обстановку и принять единственно правильное решение.
При выполнении полетов на тепловом аэростате пилот может только изменять высоту, нагревая или охлаждая оболочку аэростата. Изменять направление полета с помощью технических приспособлений на аэростате невозможно.
Поэтому спортивное воздухоплавание является очень сложным процессом, где пилот должен привести тепловой аэростат в нужную точку на местности, своевременно меняя высоту, используя только потоки воздуха с разными направлениями ветра.
Чемпионат России Великие Луки – один из центров Российского воздухоплавания. Его географическая близость к Европе позволяет пилотам разных стран принимать участие в международных соревнованиях, традиционно проводимых в Великих Луках. Вот и в этом году с 5 по 13 июня в рамках XV Международной встречи воздухоплавателей там проводился чемпионат России, Кубок дружбы,
Кубок города Великие Луки, Кубок княгини Ольги (зачет среди пилотесс).
Вот мы и в Великих Луках. Позади суматошные дни, связанные с подготовкой к соревнованиям, с отправкой теплового аэростата и оборудования, напутственные слова еще одного сургутского пилота теплового аэростата – начальника автоколонны СУМР-1 треста «Сургутнефтеспецстрой» Виталия Кузнецова, который по ряду причин не смог сам принять участие в чемпионате России, но принимал активное участие в подготовке команды.
Каждый день соревнований проходил в весьма жестком режиме: подъем в 5 утра, в 5.30 – брифинг, затем полеты до 9.00, вечерний брифинг в 18.30, и снова полеты до 21.00.
На брифингах до пилотов доводятся метеоусловия, задания на полеты, обсуждаются условия их выполнения, даются координаты целей. После этого все экипажи выезжают на поляну к месту старта.
И вот он – долгожданный взлёт!
Со мной в корзине – штурман (он впервые принимает участие в спортивных соревнованиях) и обсервер (судья – наблюдатель, фиксирующий правильность выполнения полетного задания). Сверяем по карте направление полета – чуть сносит правее от нужного курса… Работает горелка, ищем высоту с нужным нам направлением ветра. Поднимаемся еще метров на двести, и видим впереди лес, за которым на поляне должна быть цель (ленты из белой ткани, выложенные в виде креста, диаметром в десять метров).
Именно сюда мы и должны сбросить свой маркер (это лента шириной в 10 сантиметров и длиной 1,2 метра, на конце которой привязан для утяжеления мешочек с песком).
Мы видим цель! Но, к сожалению, нас проносит от нее в нескольких десятков метров. Кидаю маркер – это сделать в любом случае необходимо, так как результат замеряется от места приземления маркера до центра креста.
Пилот, сбросивший свой маркер ближе всех к центру креста, получает 1000 очков, остальные – с уменьшением, по мере удаления от центра.
А вот и следующая цель – необходимо попасть в центр пересечения грунтовых дорог... Всего же по плану мы выполнили четыре различных задания.
Разбор полётов
Закончились соревнования, и только тогда почувствовалась усталость от систематических недосыпаний. Но это мелочь в сравнении с массой положительных эмоций, впечатлений от встреч с давно знакомыми пилотами, но еще дороже – приобретенный новый опыт, необходимый для дальнейшего роста спортивного мастерства.
После анализа соревнований сошлись во мнении, что как раз опыта участия в спортивных полетах у нашей команды недостаточно, и при этом констатировали факт, что у нас весьма низкая техническая оснащенность – нет своего аэронавигационного оборудования, средств связи, автомобиля сопровождения и так далее. Поэтому неудивительно, что получили весьма скромный результат – 30 место из 40 участников. Тем более что это был дебют сургутского пилота в чемпионате России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах.
Новый летный сезон не за горами, мы надеемся, что он окажется более успешным и результативным.
К этому буду готовиться с удвоенной энергией.
Всего комментариев: 0 | |